Сегодня Турция и Азербайджан начали строить Трансанатолийский газопровод для доставки газа из Азербайджана в Турцию, с 2020 года планируется, что азербайджанский газ пойдет в страны Евросоюза. О рисках этого строительства для «Турецкого потока» рассуждает немецкое издание Deutsche Welle.
Сегодня был заложен первый камень строительства Трансанатолийского газопровода (TANAP). В церемонии открытия участвовали главы Турции и Азербайджана Реджеп Тайип Эрдоган и Ильхам Алиев. Именно эти страны основные участники проекта по транспортировке газа с азербайджанского месторождения «Шах-Дениз» до границ Турции, от границ которой газ «направят» в Европу.
Некоторые аналитики полагают, что TANAP делает бессмысленным «Турецкий поток», поскольку TANAP впоследствии будет соединен с Трансадриатическим газопроводом (ТАР), который уже построят к 2020 году. Протяженность TAP составит 520 км и по этому газопроводу прикаспийский и ближневосточный газ по дну Адриатического моря будет доставляться в Грецию, Албанию в Италию.
«Через Турцию Европа получает новые источники газоснабжения из Каспийского региона, Анкара же получает возможность поставлять в Европу газ не только из Азербайджана, но и свой собственный, который она покупает либо в сжиженном виде у Алжира и Нигерии, либо по двум трубам из РФ и из Ирана в объеме до 10 млрд кубометров в год», — позитивно оценивает перспективы этих проектов Михаил Крутихин, партнер консалтинговой компании RusEnergy.
Преимуществом TANAP и TAP Крутихин считает законтрактованность газа. Это значит, что топливо в объеме 10 млрд кубометров попадет в Европу хоть и в 2020 году, но оно полностью уже распределено по европейским компаниям. Поэтому проект будет реализован, подчеркивает Крутихин.
С этой точкой зрения в целом согласен и руководитель Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.
«Нет сомнений, что TAP и TANAP будут построены, потому что газ «Шах-Дениза» очень нужен Европе. Для азербайджанского газа даже сделаны исключения из Третьего энергопакета — только он будет поставляться по газопроводам TAP и TANAP, и только Азербайджан имеет гарантии заполнения трубы», — сказал Симонов корреспонденту DW.
Эксперт утверждает, что идеально было бы увеличение мощности проектов, чтобы мог приниматься и сторонний газ, например, тот же российский — из того же «Турецкого потока». В случае реализации проекта «Южный поток» оба газопровода — TANAP и TAP — могли бы стать угрозой для экономических интересов России, но сегодня обе «левые» трубы как бы открывают новые возможности для честной «конкуренции газа с газом», чего так добивается Европа, если принять во внимание решение о доступе газа из России к трубе и расширении трубопроводных мощностей, например, до 40 млрд кубометров в год.
Однако Крутихин вообще сомневается в том, что «Турецкий поток» будет реализован (он всегда сомневается в том, что связано с любым российским проектом в области нефтегаза — ред.).
«Растущая стоимость добычи российского газа и транспортные расходы делают российский газ неконкурентоспособным. Если из Азербайджана в Европу газ будет идти примерно 2 тысячи км, то «газпромовский» газ поступает с Ямальского полуострова, то есть, если он будет через море выходить на границу Греции и Турции, это более 6 тысяч километров», — отмечает эксперт.
Крутихин также обращает внимание на то, что газ с проекта «Турецкий поток», в отличие от поставок по TANAP, еще не законтрактован. А без коммерческих расчетов и гарантий покупателей данный проект можно считать авантюрой, заявил DW российский эксперт.
По его словам, упорное стремление РФ построить «Турецкий поток» объясняется лишь необходимостью дать возможность подрядчикам достроить дорогущий «Южный коридор» -систему трубопроводов, которая по России ведет газ к Черному морю, откуда и должен стартовать «Турецкий поток», если проект вообще будет реализован в том виде, в каком он анонсирован.
|