Телевизионные холдинги, онлайн-кинотеатры и продюсеры 1 ноября подписали с интернет-компаниями меморандум о борьбе с пиратством. Самое важное в нем – обязательство «Яндекса» удалять ссылки на страницы с пиратским контентом из результатов выдачи по поисковым запросам пользователей. Несмотря на рост выручки легальных видеосервисов от рекламы и платных моделей (в первом полугодии 2018 г. – на 48% до 10,3 млрд руб., по оценке J’son & Partners Consulting), правообладатели всегда называли пиратство главным фактором, сдерживающим развитие этого рынка. Так, владелец Rambler Group Александр Мамут говорил, что в 2017 г. правообладатели потеряли из-за пиратов 70 млрд руб. Правообладатели настаивали, что борьба с пиратством малоэффективна до тех пор, пока пользователи легко находят нелегальные копии телепрограмм, фильмов и сериалов через поисковики. «Яндекс» на это отвечал, что действующее законодательство не обязывает поисковики блокировать ссылки на пиратский контент.
Над меморандумом стороны начали работать еще в начале года: предполагалось, что он будет подписан в июне. Но предложенный тогда вариант не устроил «Яндекс». А уже в сентябре «Яндекс» был вынужден вернуться к идее меморандума. Тогда Мосгорсуд рассмотрел четыре иска телеканалов холдинга «Газпром-медиа» к поисковику и принял беспрецедентные обеспечительные меры – заблокировать поисковую выдачу по названиям четырех сериалов в «Яндекс.Видео», если ссылки на копии не будут удалены. Из-за угрозы блокировки «Яндекс» убрал все ссылки на сериалы. Рассмотрение исков по существу еще не закончено. Но если поисковик будет признан виновным хотя бы по двум искам, это грозит вечной блокировкой «Яндекс.Видео».
Стороны до последнего согласовывали текст меморандума, рассказали «Ведомостям» источники, участвовавшие в переговорах. И финальный текст юристы продолжали согласовывать ночью перед подписанием документа. Так, Mail.ru Group согласилась подписать документ лишь накануне, знают собеседники «Ведомостей». А участие Mail.ru Group в меморандуме было критичным для «Яндекса»: поисковик настаивал, что участвовать в соглашении должны все крупнейшие компании рунета.
Со стороны правообладателей меморандум подписали «Первый канал», ВГТРК, «Газпром-медиа», «Национальная медиа группа», «СТС медиа», Ассоциация интернет-видео (объединяет онлайн-кинотеатры) и Ассоциация продюсеров кино и телевидения. Со стороны интернет-компаний – «Яндекс», Mail.ru Group и Rambler Group. Гарантом исполнения меморандума будет Роскомнадзор.
Участники соглашения создадут реестр ссылок на нелегальный контент. Поисковики будут обязаны сверяться с реестром каждые 5 минут и удалять появившиеся в нем ссылки в течение 6 часов. Вести антипиратский реестр будет выбранная правообладателями организация. Какая именно, в тексте меморандума не указано.
Держатель реестра будет проверять правомочность присланных правообладателями ссылок. А правообладатели будут нести ответственность за достоверность указанных сведений. Если интернет-сервис удалит ссылку по ошибочным основаниям, правообладатель компенсирует ему потенциальные убытки от своей ошибки.
Компании, подписавшие меморандум, обещают не судиться друг с другом по вопросам, связанным с авторскими правами. Все споры между ними будет разрешать Роскомнадзор. И только если он не поможет, стороны смогут обратиться в суд. А если правообладатель, подписавший меморандум, пойдет в суд в обход Роскомнадзора, интернет-сервис получит право выйти из соглашения.
Механизм удаления ссылок начнет действовать через три недели, но, поскольку создание реестра ссылок займет несколько месяцев, правообладатели и интернет-компании договорились о переходном периоде. Первые шесть месяцев правообладатели будут вносить ссылки в обычную онлайн-таблицу. Интернет-сервисы будут обязаны проверять наличие новых ссылок в этой таблице не каждые 5 минут, а каждый час.
Еще одно важное новшество – возможность удаления ссылок для создателей контента, которые не относятся к крупнейшим медиахолдингам и не входят в ассоциации, которые подписали меморандум. Интернет-компании создадут на своих сайтах специальную форму для прямого обращения независимых правообладателей. Любая компания, которая нашла нелегальные копии своего контента в сети, может написать жалобу через эту форму, а поисковик, если сочтет жалобу обоснованной, в течение суток должен удалить ссылки на пиратский контент.
Фактически это введение в России аналога американского Digital Millenium Copyright Act (DMCA). Согласно DMCA ссылки из поисковой выдачи сейчас удаляет, в частности, Google. Эту схему в качестве положительного примера часто приводят российские создатели контента. Но меморандум, в отличие от DMCA, не имеет силы закона.
«Необходимо, чтобы следующим этапом стало закрепление принципов меморандума в законодательстве. В этом случае совместно найденное решение сможет заработать в полную силу и стать отраслевым стандартом», – говорит финансовый и операционный директор «Яндекса» Грег Абовски. Rambler & Co готова участвовать в разработке законодательных инициатив, которые необходимы для эффективной борьбы с пиратством, заявил операционный директор Rambler & Co Дмитрий Сергеев. Национальная медиагруппа считает подписание меморандума важнейшим шагом в области борьбы с пиратством в сети Интернет, говорит представитель холдинга. Этот документ отвечает как интересам правообладателей, так и интернет-компаниий, уверен он.
|