С тех пор как существует мир, известно, что если иностранная армия окружает город, то для того, чтобы заставить его капитулировать и сдаться или чтобы напасть на него и разрушить. В истории полно подобных эпизодов. Дух завоевания и стремление к превосходству встречаются во всемирной истории на протяжении всех веков и вплоть до наших дней.
Объективный наблюдатель, который смотрит на карту и видит, что происходит сегодня, должен признать, что уже не один город, а целая страна, по Берингову проливу граничащая с Соединенными Штатами и занимающая огромную площадь евразийского континента, страна, сражавшаяся в Первой мировой войне на стороне либеральных стран того времени, а во Второй мировой войне ставшая решающим фактором уничтожения могущественной нацистской военной машины, без разгрома которой не было бы сегодня свободной Европы, подвергается военному окружению со стороны США - непосредственно или при участии НАТО.
Предлогом для этой колоссальной операции, о какой не мечтали ни Цезарь, ни Александр Македонский, ни Наполеон, является то установка американского противоракетного щита, то терроризм бен Ладена, то защита права Косово на самоопределение, то отрицание этого же принципа в Осетии и Абхазии. Предлог, который, несмотря на множество разглагольствований и пролитых в его защиту чернил, не выдерживает критики.
Это не новая история. Раньше мы узнали другой аспект той же самой операции: я имею в виду, как, наверное, догадался читатель, холодную войну, развязанную США при поддержке Европы против Советского Союза. Разумеется, тогда были идеологические причины, которые могли оправдать такую политику в глазах общественного мнения: в СССР существовала общественно-экономическая система, представлявшая опасность для капиталистической системы. Ее называли коммунизмом, хотя на самом деле это была всего-навсего система, где собственность находилась в руках государства. Однако наряду с однопартийной системой она служила обоснованием так называемой холодной войны.
Но та система развалилась. И российское государство закачалось, как знаменитый колосс. Оно утратило силу и, кажется, распадалось. Изменилась социальная система, появилась "дикая" буржуазия, захватившая богатства, созданные народным трудом, появились нувориши, политический плюрализм и партии, защищавшие интересы различных социальных классов. Прошли выборы западного образца, и Россия вновь интегрировалась в капиталистический мир. Значительные территории, как в Европе, так и в Средней Азии, Закавказье и на черноморском побережье, веками входившие в состав российской империи, а затем Советского Союза, обрели независимость, трансформировавшись в новые государства. Россия, восставшая из руин Советского Союза, приняла перемены и потихоньку, опираясь на свои богатые запасы природных ресурсов, в основном нефти и газа, вставала на ноги. И мир смог увидеть, что Россия, несмотря ни на что, продолжала оставаться великой нацией, с уменьшившимся, но все еще значительным, международным весом. Надо честно признать: Россия проиграла в холодной войне, но не исчезла. Она здесь и является частью мирового сообщества, занимая привилегированное место между Азией и Европой.
А что пытаются сделать те, кто обещает создать новый мировой порядок ради мира и сотрудничества на этой планете? Построить барьер подозрительности вокруг сегодняшней России, которая еще не забыла кордон безопасности вокруг Советского Союза, передать свою военную мощь новым государствам Европы и Азии, создать военное кольцо вокруг России. И - как будто вышесказанного мало - этот клон Буша, которым, в конце концов, оказался Маккейн, уже причисляет Россию - наряду с Ираном - к числу угроз США и Западу.
Давайте трезво оценивать ситуацию: сегодняшняя Россия в идеологическом плане не отличается от Запада. Да, ее демократия не совершенна. Но разве в США, особенно при президентстве Буша, была совершенная демократия? А как же Гуантанамо? Или отмена Habeas Corpus и тысячи заключенных, много лет сидящих без суда и следствия, потому что их не в чем обвинить? Или секретные тюрьмы американцев в других странах, где заключенных пытали? Объективный наблюдатель должен признать, что у конфликта между Россией и Западом сейчас все та же причина, что и у большинства войн, известных миру: империалистический эгоизм. У России есть нефть, газ и другие природные ресурсы. И если вокруг нее создают военное кольцо, то для того, чтобы их у нее отнять.
Мы должны понимать, что мы живем в мире, который еще несколько лет назад был биполярным, а теперь движется к неизбежной многополярности. Китай и Индия - я привожу самые очевидные примеры - уже стучатся в дверь.
Междуцарствием между биполярностью и многополярностью воспользовались Соединенные Штаты, чтобы попытаться стать единственным мировым лидером. Но вдобавок к тому, что это невозможно в принципе, США продемонстрировали, что не годятся на эту роль, так как создать им удалось только новый мировой беспорядок, царящий сегодня.
Попытка превратить Россию в сателлит Запада - это просто глупость, которую надо исправить, так как единственное, что она нам принесет - это третья мировая война.
У нас пока еще есть время, чтобы избежать этого.
Этому миру необходимо радикально изменить курс, если он не хочет и дальше двигаться навстречу трагическому будущему.
Я осознаю, что такая постановка вопроса может показаться грубой и чересчур реалистичной. Однако в центрах международной власти столько безумцев и "просвещенных глупцов", что если бы они взлетели, то затмили бы солнце. Если мы замешкаемся, может оказаться слишком поздно для перемен, для исправления курса мировой политики.
На всей планете сегодня есть ощущение - возможно, ошибочное - необходимости перемен. Но перемены не терпят. Грустно смотреть на политиков и дипломатов, которые постоянно встречаются, не достигая положительных результатов, в то время как конфликты и проблемы остаются нерешенными.
Сантьяго Карильо - бывший генеральный секретарь Коммунистической партии Испании, политический аналитик
|